Перемещаясь по Чуйскому тракту вглубь Горного Алтая, не перестаёшь удивляться разнообразию природных ландшафтов и тому, как они стремительно сменяют друг друга. Однако, при всём разнообразии и красоте окружающей алтайской природы, невозможно не обратить внимание на отвесную снежно-белую скалу, возвышающуюся над полотном дороги, у подножья которой на берегу реки Чуи расположился небольшой алтайский посёлок.
Высокая отвесная скала именуется Ак-бомом, что в переводе с алтайского означает Белый бом – цветовое отличие скалы, сложенной белыми известняками, от других окружающих её возвышенностей отмечают все туристы. Такое же название носит и посёлок, который по большей части состоит из туристических комплексов, предлагающих уютный ночлег для путешественников.
Будучи проездом в Акбоме, действительно, стоит задуматься над тем, чтобы остановится здесь на ночлег, особенно если время идёт к закату – вокруг достаточно много интересного. Начать осмотр местных достопримечательностей, особенно, когда речь идёт о любителях фото-визуального туризма, можно с посещения видовой площадки на Белом боме. Тропа к ней начинается сразу за посёлком у небольшого моста через реку Чую (рядом протекает ручей Садаклар, впадающий в Чую). Протяжённость подъёма составляет всего несколько сотен метров, а высота немногим более 50 метров над уровнем Чуйского тракта, тем не менее, отсюда открывается замечательный вид на долину Чуи, особенно прекрасный в часы заката – в это время Солнце опускается меж горных вершин на северо-западе и хорошо освещает долину реки, раскрашивая её золотисто-розовыми оттенками.
После смотровой площадки туристическая тропа уходит вверх на скалу к Большой Белобомской пещере. Расстояние до неё около одного километра, но, несмотря на это, путь достаточно непростой, градиент восхождения на скалу крут, а набор высоты составит немногим менее 300 метров. Поход к пещере займёт от 2-х до 4-х часов в зависимости от подготовленности туриста. На пути к Белобомской пещере расположен небольшой гротик, который также можно осмотреть при желании. В стороне от гротика на краю скального обрыва расположена ещё одна хорошая видовая точка (см. карту локаций).
Белобомская пещера относительно небольшая по «пещерным» меркам, её протяжённость около 150 метров. Расположена близко к вершине Белого бома на высоте порядка 1220 метров над уровнем моря. Пещера имеет три входа, несколько выходов и одно окошко, смотрящее на Чуйский тракт. В пещере достаточно просторные залы, ходы сухие и высокие, поэтому осматривать её достаточно комфортно. Тем не менее, перед походом следует побеспокоиться о фонарике, головном уборе и закрытой одежде, особенно в весенний период – на тропе могут быть клещи. Как и в любой пещере, внутри всегда значительно прохладнее, чем снаружи, поэтому одежда должна быть тёплой.
Спустившись со скального массива, можно продолжить осмотр местных достопримечательностей походом к комплексу памятников в двух километрах от посёлка, либо оставить это мероприятие на следующий день, если позволяет программа путешествия.
Рядом с мостом через реку Чую находится исторический обелиск, посвящённый погибшим красногвардейцам, попавшим в засаду в этом месте в далёком 1921 году в разгар Гражданской войны. Это был эскадрон Ивана Кудрявцева, представлявший собой разведвзвод полка, спешившего на помощь другому подразделению Красной Армии, 22-му экспедиционному отряду особого назначения Карла Байкалова, попавшему в окружение в западной Монголии в боях с белогвардейцами, под предводительством генерала Бакича, есаула Кайгородова и атамана Казанцева. Спешившие на помощь красногвардейцы задержались, но отряд Байкалова, оборонявшийся в течение 44 суток, вышел победителем в противостоянии с Белой гвардией, за что впоследствии Байкалов был награждён орденом Красного Знамени. Памятник расположен на противоположной стороне Чуйского тракта от скального массива у обрыва над рекой Чуя, установлен в 1957 году.
Скальный массив Белый Бом является памятником природы Республики Алтай.
В селе Белый бом, помимо нескольких хороших баз отдыха, есть минимально необходимая туристическая инфраструктура, включающая кафе и даже небольшой автосервис. Местные жители помимо туризма занимаются разведением скота, поэтому во время отдыха можно наблюдать идиллическую картину процесса выпаса овец и других домашних животных – здесь на Алтае очень часто они это делают самостоятельно без помощи и контроля со стороны людей.
Раньше в районе Белого бома можно было встретить большие стада сарлыков, так именуются на Алтае одомашненные яки. Их содержание было удобно во многих отношениях: они не требовали ухода, сами добывали себе пищу, при этом давали ценное густое молоко и хорошую шерсть. Однако, как и свои дикие сородичи любили уходить далеко от жилья.
В двух километрах восточнее посёлка Белый бом расположен большой мемориальный комплекс, посвящённый водителям Чуйского тракта, а также строителям, прокладывавшим эту непростую горную дорогу на протяжении многих десятков лет. Кроме того, здесь же удачно сохранился участок старого Чуйского тракта с каменной кладкой. Но обо всём необходимо рассказать по порядку.
У самого полотна Чуйского тракта располагается большой монумент из двух автомобилей грузового АМО и форда. Этот мемориал у путешественников носит простое название: «памятник Кольке Снегирёву». С ним связана красивая трагическая история новосибирского поэта Михаила Михеева, повествующая о непростой жизни и трагической судьбе Кольки Снегирёва, которая звучит в известном фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Вот её содержание:
Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов,
Был один там отчаянный шОфер,
Звали Колька его Снегирев.
Он машину трехтонную АМО
Как сестрёнку родную, любил,
Чуйский тракт до монгольской границы
Он на АМО своём изучил.
На Форде там работала Рая,
И бывало над Чуей-рекой
Форд зеленый и грузная АМО
Друг за другом летели стрелой.
И любил крепко Раечку Коля,
И всегда, где бы он ни бывал,
По ухабам, по пыльной дороге
Форд зеленый глазами искал.
Объяснился однажды он Рае,
Но суровая Рая была.
Посмотрела на Колю с улыбкой
И рукой по рулю провела.
И ответила Рая с улыбкой:
«Знаешь, Коля, что думаю я,
Когда АМО Форда перегонит,
Тогда Раечка будет твоя».
Из далёкой поездки с Алтая
Коля ехал однажды домой -
Быстрый Форд и весёлая Рая
Мимо АМО промчались стрелой.
Тут и ёкнуло Колькино сердце -
Вспомнил Раечкин он уговор,
И сейчас же рванулись машины,
И запел свою песню мотор.
Ни обрывов уж тут, ни ухабов,
Колька тут ничего не видал,
Шаг за шагом все ближе и ближе
Грузовой АМО Форд догонял.
Миг еще, - и машины сравнялись,
Колька Раечку вновь увидал,
Обернулся и крикнул: "Эх, Рая!"
И на миг позабыл про штурвал.
И как птица зеленая АМО
Над обрывом повисла на миг,
Говорливые Чуйские волны
Заглушили испуганный крик...
И на память лихому шоферу,
Что удачи в любви не узнал,
На могилу положили фару
И от АМО погнутый штурвал.
И с тех пор неприступная Рая
Не летит над обрывом стрелой –
Едет тихо, как будто устала,
И штурвал держит крепко рукой.
Вместе с тем, Колька Снегирёв – это собирательный образ всех шофёров Чуйского тракта, выполнявших свои обязанности в сложных и опасных дорожных условиях Горного Алтая в годы его строительства. В годы Великой Отечественной войны водители Чуйского тракта, преодолевая трудности горного климата, сложные перевалы и крутые повороты, бессменно возили грузы, предназначенные для фронта. Наконец, это память и о тех водителях, которые в послевоенные годы возрождали народное хозяйство Горного Алтая.
Несмотря на художественный образ у Кольки Снегирёва был и реальный прототип – Николай Ковалёв, который работал в послевоенные годы шофёром на Чуйском тракте, но вопреки своему литературному двойнику имел счастливую судьбу. Вместе со своими товарищами в 70-е годы, памятуя о своей молодости, годах жизни, проведённых на горной дороге, они поставили символический монумент, сваренный из рулевого колеса, колёсного диска и карданного вала автомобиля ЗИС в 2-х километрах за Белым бомом. А на ближайшем камне появились первые строки баллады о Кольке Снегирёве. В 2012 году было принято решение о переносе монумента в музей Чуйского тракта, что находится в Бийске, а на его месте сооружён новый, в основе которого сначала был установлен отреставрированный ЗИС, а через несколько лет его заменил полуторатонный автомобиль АМО, воспетый в балладе Михаила Михеева. Вскоре рядом с ним появился и «Виллис» в роли «зелёного Форда».
Если подняться немного выше от памятника шофёрам Чуйского тракта, то здесь можно увидеть ещё два монумента, посвящённых героическим строителям горной дороги, установленные в начале 2020-х годов. Они изображают простых алтайских рабочих, чьим ручным трудом метр за метром прокладывался Чуйский тракт. Эти рабочие трудились над обустройством старого тракта в IXX веке, возводили ограждающую каменную кладку в самых опасных местах дороги, расширяли полотно на скалах, кирками и лопатами отвоёвывая жизненное пространство у отвесных неприступных бомов. Во время грандиозной реконструкции Чуйского тракта в 30-е годы прошлого столетия коренные жители Алтая участвовали в возведении мостов через алтайские реки Катунь и Чую, перемещали тысячи тонн скальных обломков, после взрывных работ по расширению тракта в наиболее сложных его участках, заготавливали древесину и другие строительные материалы для инженерных сооружений на Чуйском тракте.
Мемориал заставляет вспомнить и о многих тех людях, которые были репрессированы и в тяжелейших условиях, часто ценой своей жизни, трудились на строительстве Чуйского тракта и многих его инфраструктурных объектов.
Осмотрев памятник Кольке Снегирёву и алтайским рабочим, возводившим Чуйский тракт. Стоит подняться ещё немного выше, чтобы увидеть, что представлял из себя старый Чуйский тракт, до его реконструкции в 30-е годы прошлого столетия. Зачастую это была узкая дорога в ширину не более 5 аршин (3,5 метра), а на перевалах и бомах не более 2,5 метров, пригодная разве что для лёгких двухколёсных повозок, запрягаемых одной лошадью. Именно такой участок старого тракта можно наблюдать на склоне горы у Белого бома.
Тем не менее, даже такой вид дорога приобрела только после строительства, проведённого под руководством Иосифа Биля на рубеже IXX и XX столетий. Более раннее описание Белобомского участка старого Чуйского тракта, относящееся ко второй половине IXX века можно встретить в дневниках путешественников, в частности Василия Радлова: дорога на подступах очень крута и на значительном своём протяжении идёт по наклонной гладкой скальной стенке, так что лошади с трудом удерживаются на её склоне, переход небезопасен даже для пеших путников. Под бомом находится вертикальная отвесная скала. Таким образом, участок в это время представлял собой сложность даже для обыкновенных вьючных лошадей, перемещение по нему на колёсных повозках любого типа было исключено.
Становится понятно, почему до реконструкции дороги в 1930-е годы это место представляло собой один из самых сложных и опасных участков тракта для путника. Помимо непосредственной опасности сорваться по осыпающемуся склону к подножию скалы, сама ширина дороги не позволяла разъехаться двум, запряжённым лошадьми повозкам. В условиях ограниченной видимости и извилистости горной тропы проезд по ней представлял большую трудность. В исторической литературе часто можно встретить следующее описание очень остроумного способа прохождения таких участков: чтобы не оказаться в безвыходной ситуации встретившись на середине такого пути с другим караваном, торговцы шли на следующее ухищрение – они проходили весь предстоящий им путь пешком и бросали шапку на дороге, что означало, для других идущих навстречу путников, что дорога занята.
О строительстве Чуйского тракта и людях, принимавших в нём участие можно написать отдельную книгу. Огромный вклад в это дело внёс томский инженер Вячеслава Шишков, известный также своими историческими романами, такими как «Угрюм-река» и «Емельян Пугачёв», в 1916 году он занимался изысканиями по устройству новой автомобильной дороги, взамен старого Чуйского тракта. Значительные изменения произошли в 30-е годы прошлого века, когда вместо опасных паромных переправ были построены мосты через Катунь и многочисленные её притоки на пути тракта, в том числе возведён по проекту инженера Цаплина Ининский мост, а также устранены многие сложные и опасные участки, проходившие по скальным уступам. Улучшена дорога через перевал Чике-Таман, построен знаменитый участок от бома Кур-Кечу до Малого Яломана по левому берегу Катуни. Наконец, последняя значительная реконструкция, на этот раз кардинально изменившая перевал Чике-Таман, произошла в 1980-е годы. Новый тракт через перевал прошёл в стороне от старого, стал значительно шире своего предшественника, удобнее и безопаснее.
В 2012 году исполнилось 90-летие присвоения Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения, в честь которого на каменной кладке старого тракта у Белого бома установлена мемориальная табличка. А цитата Василия Шишкова на одной из скульптурных групп гласит: «Весь бы тракт можно слезами залить, что сочились из узких глаз полудиких, с чистой душой кочевников …».
Необходимо упомянуть и об эстетической составляющей места: со старого Чуйского тракта у Белого бома открывается великолепный вид на долину Чуи и её извилистое русло. Особенно красиво здесь в часы заката. Осенью берега бирюзовой реки обрамляются пронзительной желтизной лиственниц, а цвет реки приобретает чистый и глубокий оттенок. Открывающийся пейзаж настойчиво просится стать сюжетом для живописной картины.
Сегодня Чуйский тракт – это современная транспортная артерия, проезд участка у Белого бома относительно безопасен для всех видов автомобильного транспорта, тем не менее, учитывая горный характер дороги и сегодня следует соблюдать осторожность, памятуя о трагической истории Кольки Снегирёва, поведанной в балладе Михаила Михеева.
На карте обозначены туристические локации, которым посвящена настоящая страница, а также маршруты к ним. Карта содержит различные слои с полезной информацией для построения туристического маршрута. Помимо функций путеводителя, карта может быть использована в качестве планировщика путешествий. Для этого можно использовать встроенный редактор маршрутов. Редактор позволяет прокладывать собственные туристические треки на карте, рассчитывать протяжённость маршрута и находить кратчайший путь. Для горных маршрутов в редакторе предусмотрено построение профиля набора высоты. Редактор также позволяет устанавливать маркеры в интересных туристических местах и прикреплять описания к маршрутам и локациям. Построенные маршруты можно сохранять в веб-архиве для дальнейшего редактирования.
Ознакомьтесь с подробной инструкцией по работе с редактором.
Белый Бом (Ак-Бом) с его гротами и пещерами расположены на Чуйском тракте рядом с одноимённым посёлком. В посёлке предлагают свои услуги по размещению туристов несколько туристических баз. Изучите отзывы о них в подборке. Недалеко от посёлка также находится дорога Старого Чуйского тракта, обзорная площадка на каньон Чуи и памятник Кольке Снигирёву (собирательный образ героических шоферов Чуйского тракта). Для осмотра всех этих интересных мест идеальным вариантом будет остановиться на одной из туристических баз Белого бома, представленных ниже на карте и в подборке отелей.
Зуммируйте карту для получения большего количества отелей.
Чтобы ознакомиться с отзывами об отеле, его инфраструктурой и условиями проживания найдите отель в подборке.
Изучите максимум информации об отелях, чтобы сделать лучший выбор.
Введите отель в строку поиска для проверки возможности бронирования. Поиск работает по названиям отелей и регионов.
Для просмотра всех предложений введите название города/региона. Если отели не найдены введите другой ближайший город.
При отсутствии предложений используйте другой сервис бронирования или свяжитесь с отелем напрямую.
Походы по скальному массиву Белый Бом, на старый Чуйский тракт и к памятнику шофёрам Чуйского тракта планируйте из туристических баз, расположенных в окрестностях посёлка Ак-Бом на Чуйском тракте.
Для путешествующих железнодорожным транспортом ближайший железнодорожный вокзал находится в городе Бийск Алтайского края, поблизости от границы с Республикой Алтай. Из города Бийск в столицу Алтайского края город Барнаул ходят регулярные электропоезда. Барнаул в свою очередь связан железнодорожным сообщением с другими городами России.
Расписание на поезда, в т.ч. пригородного направления, можно посмотреть здесь - сервис РЖД.
Из Барнаула регулярные автобусные рейсы проходят по маршруту Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск. Расстояние из Барнаула до Горно-Алтайска составит 250 км. В туристический сезон можно также найти прямые автобусные маршруты из Барнаула до алтайского посёлка Онгудай, от которого до посёлка Ак-Бом нужно преодолеть ещё около 105 км. Однако, междугородних и пригородных регулярных автобусных маршрутов в этой части горного Алтая нет. В отсутствие личного или арендованного автотранспорта добраться в этот регион Алтая можно только в составе организованных экскурсионных туров, которые, в частности, можно найти в соответствующих разделах этого сайта.
Автобусные рейсы из других регионов до посёлков Республики Алтай осуществляют перевозчики Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей.
Расписание движения автобусов до Республики Алтай из Алтайского края смотрите на сайте Барнаульского автовокзала. Расписание маршрутов новосибирских перевозчиков по Республике Алтай можно найти на сайте Главного Новосибирского автовокзала. Автобусные маршруты в Республику Алтай из Кемеровской области смотрите здесь - Автовокзалы Кузбасса.
В Горно-Алтайске, Барнауле, Новокузнецке работает большое количество такси, которые осуществляют в том числе междугородние перевозки пассажиров, в основном это небольшие частные компании. Из крупных агрегаторов такси в регионе работает Яндекс Такси.
Для туристов, предпочитающих путешествовать самолётом, ближайшие аэропорты расположены в столице Республики Алтай - аэропорт Горно-Алтайск, в столице Алтайского края - аэропорт Барнаул и в Кемеровской области - аэропорт Новокузнецк.
Расстояние от аэропорта в Горно-Алтайске до алтайского посёлка Ак-Бом составит около 295 км, из аэропорта Барнаула - 550 км, из аэропорта Новокузнецка - 645 км.
Авиарейсы до аэропорта Горно-Алтайска из других городов России смотрите на сайте аэропорта Горно-Алтайск. Расписание авиарейсов до Барнаула - на сайте Международного аэропорта Барнаул. Авиарейсы до Новокузнецка - на сайте Международного аэропорта Новокузнецк.
Добраться до посёлка Ак-Бом можно также на личном или арендованном автомобиле по Чуйскому тракту. Состояние автодороги до природных локаций хорошее.
Личный или арендованный автомобильный транспорт в путешествиях по Чуйскому тракту горного Алтая является наиболее популярным и предпочтительным у туристов видом транспорта. С одной стороны он даёт свбоду передвижения и построения маршрута, что важно в условиях длительных переездов между природными локациями, с другой - обладает необходимой проходимостью в сложных дорожных условиях горного Алтая.
Чуйский тракт по версии канала National Geographic входит в десятку самых красивых дорог мира, поэтому неспешное знакомство с его ислючительными видами и потрясающими природными локациями также предполагает использование личного или арендованного автотранспорта.
Расчет автомобильного маршрута, промежуточных пунктов остановки, затрат времени и расхода топлива можно произвести на странице маршрутизации.
Арендовать автомобиль можно в каршеринговых компаниях Барнаула, Горно-Алтайска и Новокузнецка, а также в других крупных городах Алтайского края и Кемеровской области. Информация о них содержится в сервисах Яндекса или 2ГИС. Прокат автомобилей у частных лиц в Барнауле, Горно-Алтайске и других городах Алтайского края и Республики Алтай ищите в объявлениях на Авито.
Инструкция о том, как безопасно взять автомобиль в аренду на Алтае находится здесь.

Записки путешественника - открой для себя Россию! © Коротеев Вадим, 2024-2025